Евгений Киселев (doctor_notes) wrote,
Евгений Киселев
doctor_notes

Categories:

Дети: тренировка мозгов (10 лет - 16 лет)

Тут про ребенка уже сложно так говорить - "ребенок".
Во всяком случае себя он уже считает вполне взрослым человеком. Не менее взрослым, чем родители.
При этом он уже понимает, что учеба - это не игра, а работа.
На первый план вылезает вопросы взаимоотношений в школе, друзья, круто/не круто, престижно/не престижно.

Если в школе иметь хорошие мозги, уметь решать задачи, получать пятерки и побеждать на олимпиадах - это "круто" и престижно, то все отлично.
Если все это "не круто", а тебя за это будут считать ботаном и всячески чморить, то все плохо.
Поэтому к пятому классу в полный рост встал вопрос смены школы.
Считаю, что тут нам со школой очень повезло.
Школа для одаренных детей, начальных классов нет, поступление в 5-й класс по конкурсу (у нас было 5-6 человек на место).
Школа совершенно не блатная, конкурс честный, все бесплатно.
Подчеркну, конкурс реально честный. В результате никаких детей миллионеров или высокопоставленных шишек.
Так вот, в школе совершенно другая атмосфера. Не такая, как в предыдущей, просто ничего похожего.
И дети другие, и учителя другие.
Для меня почему-то очень показательным стало то, что там не матерятся.
Не то, чтобы какие-то строгости были в этом отношении. Просто не принято как-то.
На переменах, или во дворе - не слышно (ну, может пару раз за все время слыхал).
Орут, визжат, бегают, но без мата.
Минусы тоже есть.
В первую очередь то, что физики и математики даже в "углубленных группах" (так это там называется) явно не хватает.
Нас, помнится, гоняли в разы серьезнее.
Приходится компенсировать.
Сейчас основные книжки - это задачник Сканави (математика) и сборник задач московских городских олимпиад по физике.
Приходится отбирать задачи, в результате я решаю десяток задач на одну отобранную для задания :)
С проблемой "мы этого еще не проходили" справились легко, рассказать недостающий материал нетрудно.
А вот другая проблема оказалась сложнее.
В школе у них задачи ведь какие? Есть формула, подставил числа - решение готово. Мечта олигофрена.
Но ведь смысл-то не в этом. Это только для совсем примитивных задач такой подход годится.
На более высоком уровне нужно ведь понять, что в задаче происходит, какие уравнения применимы, куда систему отсчета есть смысл перенести, что учесть, чем пренебречь, и т.д.
Поэтому обязательно приходилось спрашивать: а как решать будешь? Расскажи, но только без формул вначале. Просто словами.
- Ну, тут мы это делим на это плюс это к этому в квадрате разделить на это, подставляем ввот сюда...
- Не-не-не. Словами. Без формул, просто на пальцах расскажи.
Ну и с математикой тоже заморочки. У нас был предмет "спецматематика", так что в 7-м (ну, или в 8-м, не помню уже точно) классе про производные и интегралы у нас уже было какое-то представление.
У них в школе этого нет. Поэтому приходится рассказывать самому. Не вижу ничего страшного в забегании вперед.
По крайней мере, можно применять этот аппарат для решения задач, а строгое математическое обоснование всему этому делу можно уже потом дать, со временем.
Во всяком случае к этому моменту человеку уже будет понятно, для чего все это нужно и какая от этого польза.

Но вот просто так, из интереса, столько работы вряд ли удавалось бы провернуть.
Должен быть стимул какой-то.
И вот тут как раз школа играет свою роль.
Митьке нравится, что он в школе такой весь из себя "гуру" по физике-математике (и не только).
У них это "круто", и это играет чуть ли не решающую роль в мотивации.
Если бы было круто и престижно наоборот - забивать болт на учебу, то я не знаю,  как бы с этим можно было справиться.
Может, и никак.
А ведь дофига школ, где как раз такая картина. Когда отличник - это ботан, чмо, и подлежит всяческим унижениям со стороны "братьев по разуму".
Вот это как раз самое грустное.
Tags: Дети, Тренировка мозгов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments