Евгений Киселев (doctor_notes) wrote,
Евгений Киселев
doctor_notes

Category:

Поездки в Европу. Техническая часть.

Меня тут спрашивали про всякие технические подробности, ну и я решил выложить, что вспомнил. Если еще вспомню, буду сюда же дописывать.

Визы.

Визы заказывали в агентстве. Не было времени ходить в посольство, ну и вообще. Агентство выбрал от фонаря первое попавшееся в интернете, называется альфа-виза. Ну, вроде бы все нормально, не кидалово. Визу заказывали чешскую. Вообще по правилам виза должна быть либо того государства шенгенской зоны, границу с которым пересекаешь первым (то есть в нашем случае Польша), либо того государства, где проведешь бОльшую часть времени (половина срока визы + 1 день). Но с Польшей тогда были какие-то заморочки, поступало много отказов, мне посоветовали Чехию. Ну и действительно, без разницы какая виза, потому что проверять где ты был после пересечения границы никто не будет, конечно.
Документы - загранпаспорт, ксерокопии всех страниц российского паспорта, 2 цветные фотографии 3.4 х 4.5, заполненная анкета (с сайта агентства), справка с работы стандартной формы. Со справкой, кстати, там странная история какая-то. Иногда нужна, иногда нет. Они визу могут заказывать через консульство в Питере - тогда не нужна, а могут через посольство в Москве - тогда нужна. Ну, в общем, удобно. Документы отвез, заплатил, через две недели получил паспорта с визами.
Да, еще вот какой момент. В апреле у нас визы были "без коридора", то есть строго на 2 недели с 7.04 по 21.04.
А в июне и в сентябре с "коридором" - сроком на 2 недели, но указывается месячный интервал. То есть можно в течение месяца выбрать по своему усмотрению 2 недели, отсчет начинается от пересечения границы.

Страховка.

Я оформлял там же, где машина застрахована (у меня в Ресо). Нужна грин-карта (аналог ОСАГО) на шенген (она автоматом включает и страны СНГ - в Ресо во всяком случае). Ну и на всякий случай медицинскую страховку. Грин-карта обязательно, медстраховка - добровольно. В Ресо грин-карта выдается либо на 2 неделе, либо на месяц. Первый раз я не подумал и взял на 2 недели (как виза). А на границе нам сказали, что нам повезло - не остановили белорусские гаишники. Виза-то с 7-го, и грин-карту я тоже заказал с 7-го. А по Белоруссии-то мы ехали 6-го, то есть грин-карта еще не действовала. А там она тоже нужна.

Карты, навигация.

Вот тут уже гораздо больше времени уходит на подготовку. Нормальная навигация - самая важная штука в поездке.
Использовалось три прибора - два навигатора и нетбук с Google Earth в офлайне и датчиком GPS. Карты и софт стырены с торрентов. Если что - совесть не мучает, нет.

Первый навигатор - Garmin Nuvi 310 с картами Европы. Карты -  Garmin City Navigator Europe NT 2010. Взять можно, например, с nnm-club.ru. Сейчас там уже выложены карты NT 2011.

Второй навигатор - мой телефон HTC Touch 3G (t3232), навигационный софт - IGO 8.3.1. И софт, и карты тоже с торрентов, по-моему тоже с nnm-club.ru. Он в результате получился основным навигатором, а Garmin - вспомогательным. По интерфейсу, удобству, адекватности прокладки маршрута IGO вне конкуренции. Я десятка два разных навигационных программ перепробовал, и никаких сомнений у меня тут нет.

Нетбук ASUS EEE PC T91 (с поворотным экраном и флеш-диском, чтобы вибрации не боялся). Там установлен Google Earth и залит кэш по разным странам, чтобы можно было работать в офлайне. Кэш набирался утилиткой Google Earth Voyager. Намечаешь квадрат, выбираешь высоту и запускаешь эту штуку. Она заставляет Google Earth елозить по этому квадрату. За ночь набирается кэш (например, Швейцария с высоты 10 км). Складываешь все это добро на нетбук в отдельные директории и при необходимости переключаешь с одного на другой. Переключать можно так - создаешь, к примеру, файл France-40.bat такого содержания:
reg add "HKCU\Software\Google\Google Earth Plus" /v CachePath /d "D:\Europe\Google Earth\Cache Backup\France-40" /f
и в нем указываешь, где лежит нужный кэш.

Кроме того, к нетбуку подключен USB GPS датчик, который на магните прилепляется к крыше машины. Чтобы текущее положение отображалось в Гугле я использовал утилитку Goops Pro. Она и текущее положение отображает, и трек записывает.

Для питания всего этого добра служил универсальный блок питания TopOn TOP-UN01. Он и от прикуривателя работает, и от сети 220. И 12 вольт у него есть (у всех остальных, которые я видел - нету, а у EEE T91 питание как раз 12 вольт), и USB выход тоже есть.
Для зарядки камеры и прочего в бардачке еще жил инвертор на 220В.

POI (Points Of Interest). Тут я наткнулся на неожиданность - оказалось, в интернете нет единой базы по кемпингам (а также WiFi, автосерсисам, и прочим нужным местам). Те базы POI, которые идут вместе с картами, совсем куцые, очень мало точек. В сети есть какие-то разрозненные куски, отдельно по разным странам. Причем бесплатных мало, а те которые за денежку (небольшую совсем) сплошь и рядом неточные. Выкладываешь базу в Гугл, проверяешь - а там кемпинг обозначен в километре от побережья. Причем в сторону моря. Ну худо-бедно собрал базы, и это уже проверенные точки.
В Garmin точки надо конвертировать. Для этого использовались утилиты GPSBabel и Garmin POI Loader. В IGO можно класть прямо в формате KML из Гугла (я имею в виду Google Earth, конечно).

Планирование.

Основной инструмент - Google Earth. Смотрю места, Смотрю картинки в Panoramio. Намечаю ключевые точки, группирую их по странам. Потом сохраняю то что получилось в формате KML (France.kml, Spain.kml, Italy.kml, и т.д.). В IGO записывается прямо эти файлы (он понимает KML), для Гармина приходится 2 раза конвертировать: сначала в GPX с помощью gpsbabel, потом в GPI с помощью Garmin POI Loader.
Никаких бронирований-резервирований. Это связывает и лишает свободы маневра. В Европе десятки тысяч кемпингов, еще больше отельчиков-мотельчиков, еще больше пансионов. Без жилья не останусь. Нужна база в навигаторе по всем этим заведениям. Ну а там как дело ближе к вечеру, выбираем ближайший и ночуем. По кемпингам хороший FAQ здесь. Я там практически по всем позициям согласен. Например, с тем, что чем меньше звездочек - тем лучше кемпинг.
В общем, тут важно иметь запас интересных вариантов - а вот еще интересно было бы туда съездить, там-то побывать, тут-то проехать, здесь остановиться. И все эти точки - в навигатор. А там дальше выбираем, что хочется, по погоде и по настроению.
В следующий раз нужно будет еще картинки по разным интересным местам из Panoramio сохранить. При обсуждении, куда бы податься, часто не хватало картинок (если нет интернета).
Нам постоянно приходилось корректировать планы в зависимости от погоды. Тут без интернета не обойдешься. Нужна карта облачности в реальном времени (слой weather в Google Earth) и прогноз.

Барахло.

Кто как, а мне нравится быть полностью независимым от внешней инфраструктуры. Поэтому беру палатку (или две, или три - смотря сколько народу). Спальники, коврики. Две газовые горелки Kovea и запас газовых баллонов. Посуда. Еда. В общем, как в Карелию ездим, так и тут. Понятно, что вопрос тут спорный - кому что. Для меня, например, еда - вообще дело десятое. Поэтому всякие кафе-рестораны меня интересуют в последнюю очередь. Мне приятнее где-нибудь на берегу речки-озера остановиться, пообедать, заодно искупаться, чем в ресторане сидеть. Ужинать тоже, на мой взгляд, лучше около палатки, в домашних условиях. Ну, если всякие кафе-ресторанчики нужны - так этого добра там на каждом шагу. Одежда - смокингов мы не носим, поэтому джинсы и остальное соответствующее. Теплая одежда нужна! В горах ночью холодно, да и днем бывает тоже. Складной стол и стульчики - пообедать по дороге, и в кемпинге поставить. Канистра бензина, хотя бы литров 10. Как ни странно, заправки местами далеко не на каждом шагу попадаются, в горах глухие места бывают, ну и вообще. Я ни разу не воспользовался, и вообще старался заправляться заранее - меньше четверти бака не оставлять. Пишут, что полиция может проверить огнетушитель (двухлитровый должен быть, а не тайваньская пшикалка), светоотражающий жилет, запас лампочек для фар и габаритов. У нас ни разу не спрашивали. Масло моторное, из расчета предполагаемого пробега. Я брал два литра, расходовалось литр-полтора на примерно 10 тыс. км. Еще в багажнике жили три пятилитровых банки с водой. Они периодически пополнялись, по возможности из горной речки. Удлинитель для кемпинга с круглой вилкой (216P6 2P+E IP44В 16 ампер, внешний диаметр 43 мм). Переходник для итальянских идиотских розеток с тремя штырьками в ряд. Налобный фонарь.

Сама поездка.

Ночевка в Бресте.
Договориться о квартире можно заранее. Здесь есть телефоны владельцев. Я два раза договаривался с Сергеем по телефону +375298228992, оба раза все было в порядке. Один раз по-другому связывался (Николай или Марина, тел. +375447581038 ), получилась накладка, с ними иметь дело не рекомендую.

Граница.
На границе Россия-Белоруссия обычно не останавливают, но могут и остановить, проверить документы, спросить, что везете. Из 6 пересечений остановили один раз.
Белорусско-Польскую границу лучше проходить рано-рано утром, когда народу никого. Скажем 7 утра по нашему времени - это 6 по белорусскому и 5 по польскому. Очень подходящий момент. Причем в Домачево (там тоже есть погранпереход, я про него писал) оказалось лучше, чем в Бресте. В принципе, можно и из Бреста до Домачево доехать, но мне понравилась идея с ночевкой в лесу прямо перед границей. Мы так сделали в сентябре, очень удобно. Сигареты лучше убрать подальше, а на обратной дороге - вино. Но капитально шмотки не перетрясают. Лучше иметь ответ на вопрос "куда едете". Я отвечал, что едем в Прагу в White Water Center кататься на каяках. В качестве документального подтверждения распечатал написанное мной же приглашение, но никаких документов не спрашивали.
Еще погранпосты (точнее, полицейские посты на границе) есть в Швейцарии. Из четырех пересечений остановили два раза. Один раз даже проверили документы, второй раз просто спросили, не везем ли товаров на продажу, сигареты в частности. Еще про мясо спросили - видимо, мясо тоже нельзя.

Оплата дорог.
Проезд по магистрали в Белоруссии платный - платить 4 раза по 0.5 евро, берут и в рублях по курсу (19-20-21 рубль). Чеки надо сохранить - проверят на границе. На заправках в Белоруссии сдачи русскими рублями обычно нет. Исключение - Газпромнефть.
В Европе три системы оплаты дорог. В Германии все дороги бесплатные, в некоторых странах оплата непосредственно на магистралях, в некоторых надо покупать виньетку - стикер на лобовое стекло, который дает право ездить по магистралям (а в Швейцарии он обязателен для любых дорог вообще). Виньетка стоит недорого (5-7 евро на 7-10 дней), кроме Швейцарии - там продается не меньше, чем на год и стоит 40 швейцарских франков (или в евро по курсу). Покупается виньетка либо в каком-нибудь ларьке на самой границе, либо на заправке. Виньеточные страны: Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Литва (в зависимости от категории автотранспорта), Венгрия, Словения.
Полная информация о платных дорогах Европы здесь.
На платных дорогах (или платных участках, типа тоннелей) оплата бывает либо сразу (платишь и едешь), либо в конце (при вьезде берешь билет, сохраняешь у себя, а при съезде с магистрали оплачиваешь. Надо внимательно смотреть, в какую будку ехать платить - некоторые обозначены символом карточки, там автомат для оплаты по местным дорожным карточкам, у меня их нет, естественно. Нужно выбирать будку, над которой нарисована рука - там живой человек сидит. Бывает, что нет будки с человеком - тогда платишь автомату наличными либо карточкой. Один раз на въезде автомат карточку не высунул, а шлагбаум открылся. Я сдуру поехал, а потом на выезде минут двадцать потерял - оформляли оплату. Тоже не большой криминал - просто сказал, что еду от Милана, мне все посчитали и я заплатил.

Отношения с местным населением.
В Польше нам не рады - и на границе, и на дорогах, и в торговле, и с полицией тоже лучше не связываться (это я про свои впечатления рассказываю, на какие-то глабальные выводы не претендую). Во всех остальных странах, где мы были, все замечательно и более того. Кстати, что мне сразу заметно - если у нас встречаешься глазами с посторонним человеком, то машинальная реакция обычно - отвести взгляд. В Австрии, Франции, да и практически везде - наоборот, тебе, как правило, улыбнутся.

Язык.
В восточной Европе люди среднего возраста и старше еще помнят русский, но не знают английского. Молодежь - наоборот. В Австрии, Германии, Швейцарии английский знают все. Мне, по крайней мере, никто не встречался, чтобы английского не знал. В Италии, Франции, Испании по-разному. Во всяких там кемпингах английский обычно знают, а в магазинах и т.п. - нет. Если жилье - не отель, а просто квартира сдается - тоже бывало жестами объяснялись. Но так или иначе всегда как-то договаривались.

Полиция.
С полицией четыре раза общался. В Польше полицейский остановил, проверил машину, позадавал вопросы, забрал документы и час у себя в машине  их проверял. Мы час ждали. В Австрии я один раз сам остановился около них - не специально, просто навигатор перенастроить.  Один подошел, спросил, не нужна ли помощь. Когда выяснилось, что не нужна, задержался потрепаться с русскими - а что, прямо из России сюда приехали? Документы не спрашивал. Во Франции остановил в Пиренеях на серпантине. Оказалось, чтобы предупредить, чтобы ехали помедленнее - за поворотом сломанная машина (и их полицейская рядом). В Италии двое полицейских пришли, когда я совсем обнаглел, поставил палатку в лесочке на берегу моря, развел костер и вдобавок туда сырых палок накидал - они дым-то и заметили. Тоже все очень вежливо, но костер попросили потушить. По поводу палатки никаких претензий не было. В общем, кроме Польши - никаких проблем. Такого, чтобы просто так остановить - нет и в помине.

Жилье.
Ну, я уже написал, что всяких кемпингов, отельчиков, пансионов, гестхаусов множество. Надо учитывать, правда, что не все кемпинги открыты в апреле или в конце сентября. Приезжаешь - а там пустота, не сезон. Но всегда поблизости находился открытый. Если много звездочек - 4 или 5 - это плохо. Обычно такие кемпинги в популярных курортных местах, цены заметно выше, там строгие правила, могут депонировать страховую сумму на карточке без предупреждения, могут не разрешить ранний выезд, ну и вообще как-то без души. Чем меньше звезд - тем лучше. Я ссылку уже приводил, могу процитировать (и присоединиться):
-----------
На мой взгляд, чем меньше звезд - тем кемпинг лучше. (Парадокс, но факт - spain.travel.ru). Обычно они находятся где-то далеко на природе, более уютные и дешевые. Количество звезд влияет на различные доп. возможности - кафе, игротеки, ненужная роскошь и пр. совершенно нас не интересующие условия. Обычно это расположенные рядом с крупными городами или в знаменитых курортных зонах. Из всех кемпингов, в которых мы ночевали в разных поездках, наиболее запомнились два самых дешевых: живописный кемпинг в национальном парке Montezino около города Браганца в Португалии за 4-50 евро и ночевка в австрийском кемпинге на фоне альпийских вершин за 5-15.
-----------
В отельчиках часто просят платить наличными, при этом спрашивают - а чек нужен? Ну прям все как у нас :). Налоги никому платить неохота. В Словакии засада - какой-то закон приняли, по которому нельзя в помещении курить. Только на улице. Мне это владелица заявила, когда я уже поселился. Я за пять минут собрал шмотки, попросил вернуть деньги, и уехал нафиг искать другой отель. Нашел через 10 минут, и там про этот закон, наверное, ничего не слышали :). Цены в разных странах довольно сильно отличаются, но это если жить не в палатке. Если в палатке - практически везде 5-7 евро с человека. Жилье самое дешевое в Чехии и Словакии, самое дорогое в Автрии и Швейцарии. Еще от сезона зависит - в июле-августе заметно дороже.

Магазины.
В Швейцарии, Франции, в меньшей степени в Испании в воскресенье закрыто ВСЕ, даже крупные супермаркеты типа Ашана. Что-то из харчей можно купить только на заправках, причем большая часть обслуживаемых заправок закрыта тоже, работают в основном заправки - автоматы. Это, правда, не касается заправок на крупных магистралях. А так все есть, цены на продукты ниже российских, очередей не замечено. Тележка - монеткой в 2 евро отцепляешь от общей связки, потом забираешь монетку назад, когда тележку обратно привозишь. Это чтобы не бросали тележки где попало, типа залог. Фрукты-овощи набираешь сам, и сам взвешиваешь. На весах нужно указать код продукта. Этот код либо указан на этикетке над лотком, либо стоит отдельный тачскрин с картинками. Как-то во Франции хотели купить обычную капусту - в компьютере кода не нашли. Раздел "овощи" - нету. Раздел "экзотические овощи" - нету. Попросили местную мадемуазель нам помочь - она тоже не нашла. Оплатили в итоге прямо на кассе. Так что капуста - суперэкзотический овощ. Вино потрясающе дешевое. Во Франции дешевое вино - от 0.5 евро за бутылку 0.7. Нормальное (по нашим меркам вообще супер) - 4-6 евро. В коробках оказалось тоже отличное вино. Я сначала не хотел покупать, Сашка уговорил. Попробовали - и правда, совершенно нормальное. И его там реально много - несколько огромных рядов стеллажей, рассортировано по районам - долина Роны, Бургундия, Лангедок-Россильон, Бордо, и так далее. В частных винодельнях что-то не понравилось вино покупать. Наверно по контрасту с Грузией - там тебе и из этой бочки хозяин нальет, и из этой - трезвым не отпустит. А потом еще и денег не возьмет за налитую канистру, бывало. А тут нальют наперсток попробовать... И то не мне, а жене - мсье за рулем, да? Жлобство, я так щетаю.

Заправки.
Заправок меньше, чем у нас. Причем намного. На магистралях километров через 30, на обычных дорогах - как получится. В Пиренеях мы как-то долго искали заправку на французской стороне. В навигаторе заправка отмечена, подъезжаешь - а там либо остатки от нее, либо что-то совсем другое. Потом выяснилось, что в Испании бензин заметно дешевле, и на французской стороне заправки исчезли - все ездят заправляться в Испанию. Расплачивался карточкой (Мастер-кард, Сбербанк, счет в евро). Авторизация практически всегда нормально проходила, но пару раз пришлось другой карточкой платить - виза, счет в долларах). В Швейцарии на карточке дополнительно  депонируют заметную сумму (порядка 40-50 евро). Потом-то все, конечно, возвращается (через несколько дней), но зачем это делается, я так и не понял.

На дороге
Что мне в первую очередь бросилось в глаза. В Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании не принято ехать в левом ряду при свободном правом. Причем настолько, что даже при небольшом просвете в правом ряду народ туда смещается, а не пилит в левом. В Чехии, Словакии, Италии уже не так однозначно - попадаются такие, которые не парятся перестроениями. А в Польше все вообще как у нас - народ пилит по пустому шоссе в левом ряду.
Обгонять по правому ряду категорически не принято (опять же кроме Польши).
В тоннелях прерывистая разметка - перестраиваться можно.
Повторители светофоров - маленький светофорчик на половине высоты роста основного светофора - не нужно задирать голову. Практически везде.
Светофоров вообще довольно мало - почти все пересечения сделаны через круговое движение. Приоритет при этом у тех, кто едет по кругу (не как у нас). В круге часто клумба, на клумбе какой нибудь забавный статуй.
В Швейцарии нет ограничивающих знаков за пределами населенных пунктов - типа ограничения скорости перед резким поворотом, ограничения обгона, и т.п. Разметка тоже везде прерывистая. Подразумевается - думай своей головой.
Аварийкой не принято мигать в знак благодарности - можно напугать. Аварийка включается, если на магистрали вдруг образовалась пробка - перед тем как остановиться, все включают аварийку, чтобы не въехали тебе в задницу.
Если кто-то зазевался на светофоре, бибикать никто не будет. Так и будут стоять и ждать. Но зевают редко.
Ну пешеходов пропускают - это понятно. У нас сейчас тоже стали. Но и пешеходы переходят по переходам, а не где попало.
В городах ограничение скорости 50, местами 30.
Правая полоса в городах часто отводится для автобусов, ее не занимают. Пробки бывают крайне редко, в основном из-за аварии. С авариями разбираются быстро. Полиция, скорые и эвакуаторы приезжают по обочине, которую никто не занимает.
В Италии манера езды сильно зависит от места. В северной Италии - практически как в Австрии, в южной - почти как у нас.
Превышение скорости - ну, километров на 10-15 на трассе и на 5-10 в городе. Сильно превышающих довольно мало.
Полицейские засады с радарами попадаются, но редко. Я видел по 1-2-3 за поездку, то есть примерно одна на каждые 3-5 тыс. км. Иногда встречные фарами предупреждают, как у нас :).
В массе ездят на порядок лучше, вежливее и аккуратнее, чем у нас. При возвращении какое-то время испытываешь культурный шок. Ну, потом опять привыкаешь.

Финансы.
Тут все несколько сложнее.
Когда мы катались, я не собирался писать никаких отчетов, поэтому расходы не фиксировались.
Типа, карточку сунул-вынул, пошел дальше.
С собой было денег с приличным запасом, то есть около 2-3 тыс. евро наличными и порядка 50-60 тыс. евро на карточках (на случай разных неожиданностей).
Восстанавливать пришлось по банковским отчетам с карточных счетов, а про наличные - ориентировочно по памяти.

Расклад получился такой (в евро).

Апрель.
Бензин    ~1800 (платил везде только карточкой, поэтому цифра более-менее точная. Машина довольно прожорливая, и ездил быстро. На легковушке будет раза в два поменьше).
Жилье    ~600 (в апреле ночью еще прохладно, поэтому жили в палатке только один раз, остальные разы - в домиках и отельчиках).
Еда плюс бухло (вино и коньяк, привезенные в Москву, не считаем)    ~150 (мы не любители ходить по ресторанам, поэтому еду и вино покупали в магазинах. Плюс с собой из дома что-то прихватили)
Платные дороги    ~100

В сумме около 2600 за две недели на четверых.

Июнь.
Бензин    ~1710 (километраж больше, денег меньше. Может, в этот раз ехал помедленнее. Кроме того, в апреле был большой пробег по Франции, а там бензин самый дорогой).
Жилье    ~400 (жили в основном в кемпингах в палатках, только к концу сообразили, что не обязательно рассказывать, что палаток 3 штуки. Было бы вдвое дешевле).
Еда плюс бухло   ~200
Дороги     ~100

В сумме около 2400 за 2 недели на четверых.
.
.
Tags: Для истории, Покатушки
Subscribe

  • Покатушки, август

    В этот раз трек такой получился: Вместе с семейством старшего сына ездили. С Тёмкой в этот раз поехать не получилось. Из заказов был Париж и…

  • Из ФИДОшной переписки

    Чего только в архивах не найдётся) Оказывается, в 2004г. ФИДО вполне себе существовало, и я там активно тусовался. Наткнулся на пост с перечнем моих…

  • Как я в Берне арбуз покупал

    Это сейчас мы по европам катаемся по погоде и по настроению - куда захотелось, туда и повернул. А были времена, когда мы европейские покатушки еще…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Покатушки, август

    В этот раз трек такой получился: Вместе с семейством старшего сына ездили. С Тёмкой в этот раз поехать не получилось. Из заказов был Париж и…

  • Из ФИДОшной переписки

    Чего только в архивах не найдётся) Оказывается, в 2004г. ФИДО вполне себе существовало, и я там активно тусовался. Наткнулся на пост с перечнем моих…

  • Как я в Берне арбуз покупал

    Это сейчас мы по европам катаемся по погоде и по настроению - куда захотелось, туда и повернул. А были времена, когда мы европейские покатушки еще…